Основные эстетические категории

Основные эстетические категории

Эстетика как философская дисциплина. Термин - Александр Баумгартен Эстетика — это философия прекрасного и философия искусства. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: Способность понимать прекрасное составляет специфику чел. Эстетика — учение о красоте и искусстве. Красота существовала всегда, восприятие ее чел. Искусство зародилось очень давно наскальные рисунки, ритуальные танцы , следовательно, предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество.

ЭСТЕТИЗАЦИЯ БЕЗОБРАЗНОГО КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА

Эстетика Возрождения История эстетики и искусства свидетельствует о том, что периоды целостного художественного созерцания мира сменяются периодами раздробленного. Так, эпоха Возрождения представляет собой единый, целостный взгляд на мир, который проявился и в философии и в искусстве. Романтизм на короткое время вновь представил единое эстетическое мировоззрение, достаточно целостный взгляд на мир.

Формирование эстетических категорий обогащает эстетический опыт и Нечто подобное происходит и в искусстве: страдание, страх, печаль.

Сюжет, но не искусство, не мастерство французского художника. Эстетическое воспитание не может ограничиться историко-художественной информацией. Можно основательно изучить различные эпохи, художественные стили, хронологию искусства, пути его исторического развития и т. Для многих людей, которые искренне любят искусство, тянутся к нему, как растение к солнцу, но не получают от него того, что оно в состоянии дать, эта внутренняя преграда может стать источником душевных трагедий.

Для того чтобы узнать само искусство, требуется сделать еще один шаг, иногда смелый и даже рискованный скачок. Трудная, для многих неразрешимая задача. Пускай это будет лишь на одно мгновение, но необходимо войти в тот мир, который создал художник. В старину был обычай; зрители перед картиной сжимали руку в трубочку, прикладывали к глазу и смотрели на картину сквозь нее.

Нет необходимости возрождать этот способ разглядывания живописи, но психологически нужно сделать нечто подобное. Может оказаться, что это переключение внимания способно пошатнуть внутренний порядок наших представлений.

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 2. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное 3. Эстетическое прекрасное в истории эстетики, прекрасное и польза, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое в жизни и искусстве, катарсис, природа комического, юмор, сатира, сарказм, остроумие, гротеск, парадокс. В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория науки — это категория эстетического.

Попытка же проникнуть в тайну искусства мыслить обрекает философа на Необходимость выражения страха–тоски в эстетике мышления связана с.

На первый взгляд она не нужна даже художнику. Как мольеровский Журден однажды узнал, что он всю жизнь разговаривал прозой, так и поэт может внезапно обнаружить, что он всю жизнь творил по законам эстетики, не ведая того и не зная, каковы они. Но значит ли это, что эстетика -- наука бесполезная? Правда, он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их в теоретической форме, а добыв из самого художественного процесса, из опыта предшест-венников и современников.

Однако такое постижение, не подкреп-ленное теоретическим обобщением художественной практики, не дает возможности глубоко и безошибочно решать творческие про-блемы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, или хочет оценить собственную деятельность, или пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики.

Как отличается шедевр от еще не отделанного первоначального своего варианта! Порой недоумеваешь, неужели это писал один и тот же автор? Почему же не всем удается довести набросок до высот искусства? Начнем с того, что создание шедевра -- титаническая работа.

Психоанализ и эстетика

Множественность целей искусства полифункциональность 1. Преобразующая функция искусство как деятельность. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья.

Эстетически не преображенный в чувство возвышенного страх и ужас – остаются за пределами искусства и, соответственно, эстетики, сознающей.

Введение Слово"эстетика"- одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве. Многообразие использования слова"эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия, длительного исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси.

При всем различии его употребления на обыденном и профессиональном уровне"эстетика интерьера","эстетика спектакля" это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно- выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание Н. Баумгартен, когда в середине века ввел в оборот само понятие эстетика от греческого - чувственный, относящийся к чувственному восприятию.

Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всюду, где речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования - закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм созданных человеком и природой , выступавших предметом эстетической рефлексии.

Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Затем, на протяжении тысячелетней истории эстетика не раз меняла лоно своего развития: Знаменитый этап немецкой классической эстетики, воплотившийся в творчестве Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, вновь был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охватывающих весь комплекс проблем эстетической науки. Таким образом, развитие эстетических представлений происходило путем чередования длительных периодов эмпирических наблюдений с этапами расцвета больших теоретических концепций, обобщающих философских теорий искусства.

Эстетика трагического и комического (категория философского осмысления истории)

Определение реакций опор и моментов защемления Специфика эстетического отношения к действительности. Эстетика — это раздел философии изучающий особенности чувственного эстетического восприятия мира, а также сущность искусства, как одной из форм эстетического освоения действительности. Чувственно-эстетическое восприятие мира включает в себя способность переживать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, получая определенное наслаждение, удовлетворение от созерцания этих явлений.

В сущности теорию искусства эстетика Платона не обнимает вовсе. Трагедия «посредством страха и сострадания производит.

Столкновение между человеком и миром, личностью и обществом, героем и роком выражается в борьбе сильных страстей и великих характеров. Трагическое представляет собой форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и способными привести к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную его деятельность, восстающего против судьбы и борющуюся с ней.

В трагические периоды человек вступает в переломные, наиболее напряженные моменты своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана с категорией возвышенного. От трагического не отделима категория катарсиса, которая связана нс только с драматическим искусством, но имеет гораздо более широкое значение, характеризуя искусство вообще.

Первым осознанием трагического были мифы об"умирающих богах" Осирис, Адонис, Митра, Дионис. На основе культа Диониса в ходе постепенной его секуляризации сформировалось искусство трагедии. Философское осмысление трагического складывалось параллельно со становлением трагического в искусстве, в ходе размышлений над тягостными и мрачными сторонами человеческой жизни и истории.

Возвышенное как характеристика современного искусства?

Дегуманизация искусства Испанский философ Х. В конечном счете констатируемые им новое искусство и новый способ его восприятия в европейском искусстве начала века формируются из потребности противостоять процессу омассовления. Этот исходный импульс нового искусства, связанный с сопротивлением массовому вкусу, делает, как доказывает Х. Ортега-и-Гассет, все новое искусство и непопулярным, и маргинальным, чего в веке счастливо избежал романтизм, поначалу столкнувшийся именно с таким конфликтом.

Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса и др.; .

И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором восприятия. В частности, на это обратил внимание Л. Липпса, что художественное произведение пробуждает в нас аффекты двоякого рода. Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоцией.

По этому поводу каждый человек может найти пример из собственной жизни. Если висящее в комнате пальто кто-то ночью принимает за фигуру человека, то ясно, что это заблуждение, но возникающее чувство страха оказывается совершенно реальным. Оказывается, что иллюзии жизни равны ей самой, граница между воображаемым и реальным — проницаема. В обыденной жизни витальная сила искусства рождает такого рода оценки: Природа художественного удовлетворения издавна описывалась в эстетике через понятие катарсиса.

По этой причине сводить механизмы катарсиса только к переживанию процесса уничтожения содержания формой не вполне верно. Особая направленность в большей степени ориентирует одних на детективы, других — на мелодрамы, третьих — на трагедии и т.

Борев Ю. Эстетика: Учебник

Многообразие использования слова"эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия, длительного исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. Реферат выполнила студентка 4 курса гр. Карманова Надежда Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Санкт-Петербург Введение Слово"эстетика"- одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах.

Почему мы любим печальное искусство Эстетика грусти . чтобы мы, следуя за повествованием, от страха переходили к радости.

У него этим термином обозначена наука о низшем уровне познания — чувственном познании, в отличие от высшего — логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные эстетические — на смутных. Первые — это суждения разума; вторые — суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: Отсюда к эстетике Баумгартен отнес и всю философию искусства, предметом которого он также считал прекрасное.

Эти идеи по-своему развивали затем Кант, Гегель и множество других философов, мыслителей, ученых-эстетиков, доведя в конце концов представления о предмете эстетики до идей, фактически отрицающих концепцию Баумгартена, или развивающих ее до степени, преодолевающей основные исходные положения немецкого философа. Тем не менее именно ему принадлежит честь открытия и легитимации науки эстетики. Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом.

Лекции - Эстетика - файл 1.

Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность. Красота здесь выступает как мера, а мера всего — человек. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического.

Эстетика: Аристотель в отличие от Платона оценивает искусство и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных.

Она дважды переведена на английский язык в Лондоне в и гг. В любое время существует какая-либо черта в каждой паре принципов, на которой делается ударение в соответствии с господством той или иной категории. Рассматриваемое как результат субъективных условий, искусство дает и соответствующие вторичные понятия. Однако роль расового элемента в возникновении искусства нельзя преувеличивать. И если мы хотим добраться до основных принципов этого подхода, надо рассмотреть четыре вопроса: Каждая из этих эстетических категорий характеризует эстетическое сознание, систему теорий о мире определенной эпохи и сменяет одна другую подобно тому, как теократия и демократия поочередно господствуют в цивилизованном мире.

При теократии чувство возвышенного, а при антропократии чувство прекрасного господствуют по очереди. Это объясняется тем, что человек в это время видит субъективно, чувствует живописную форму и следит за выразительностью.

История эстетики перед лицом современности

Безобразное В истории эстетики антипод прекрасного — безобразное — не имеет глубокой теоретической традиции. Однако и этой категории уделялось внимание. Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным,"хорошее превращается в дурное, вкус теряется". Обратимость и взаимопереходы прекрасного и безобразного раскрываются в древнеегипетском мифе об Исиде. Молодой и прекрасной Исиде был запрещен переезд на остров.

Она обернулась старухой — и перевозчик ее не узнал.

геровским «забеганию-в-смерть», «ничто», «страх» и т.д. Учение кризиса буржуазного общества, его философия и эстетика получили большое.

Маркс в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в учениях классиков философско-эстетической мысли Аристотель, Лессинг, Шиллер, А Шлегель, Гегель, Чернышевский. Вопрос об источнике трагического в жизни всегда был и остается поныне предметом острой идейной борьбы между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и религией — с другой. В противоположность этому материалистическая философия и эстетика всегда стремились отыскать подлинные истоки трагического в самой жизни, в ее реальных условиях и противоречиях.

Объективную основу существования трагического составляет конкретно-исторический уровень господства человека над силами природы, общественными отношениями и формами жизнедеятельности личности. Иными словами, существует область действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, не познанными им и не подвластными его воле. Здесь и находится сфера трагического. Конкретные противоречия человеческой деятельности и существования, могущие приобрести трагический характер, многообразны.

Одно из них Ф. Энгельс в письме к Ф. Здесь имеется в виду невозможность победы из-за незрелости сознания самого Зиккингена, этого вождя рыцарского восстания против императорско-княжеской власти в Германии в. Основой трагических коллизий могут стать так же острые, резкие несоответствия между стремлением деятеля и незрелостью окружающих его объективных условий; между благой целью и негодными, низкими средствами ее достижения; между содержанием субъективных намерений и фактических, объективных результатов деятельности и т.

15x4 - 15 минут про эстетику безобразного


Жизнь вне страха не только возможна, а совершенно достижима! Узнай как победить страх, нажми тут!